• on 02.07.2021

Необходимость в превосходной жертве Христа

Послание к евреям, возможно, наиболее подробно и систематически раскрывает масштаб, эффект и значение искупительной жертвы Христа, в сравнении с другими библейскими книгами. Отрывок 10:1-4 находится в кульминационной точке аргумента автора о превосходстве Иисуса Христа над ветхозаветной системой жертвоприношений, установленной Законом Моисеевым.

Начиная с 7 главы автор говорит о трех ключевых превосходствах Иисуса Христа над ветхозаветной религиозной системой. В 7 главе он говорит о превосходстве священства Христа – Он первосвященник по чину Мелхиседека, в то время как ветхозаветные священники были по чину Левия. В 8 главе он говорит о превосходстве ходатайства Христа – Он Ходатай нового завета, в то время как ветхозаветные священники ходатайствовали согласно Моисееву завету. В 9 главе он начинает говорить о превосходстве жертвы Христа – в ст. 1-10 он говорит, что ВЗ система жертвоприношений была лишь тенью, в то время как реальностью является жертва Христа, в ст. 13-22 он говорит о превосходстве крови Христа над кровью тельцов и овнов, в ст. 23-28 он говорит о том, что жертва Христа была принесена не в земном святилище, а в присутствии Бога на небесах.

В 10-й главе автор Послания к евреям говорит о 3 аспектах превосходной жертвы Христа: (1) ст. 1-4 необходимость в превосходной жертве; (2) ст. 5-9 обеспечение превосходной жертвы; (3) ст. 10-14 окончательность превосходной жертвы Христа.

В первых четырех стихах автор раскрывает четыре причины необходимости превосходной жертвы Христа: 1. Закон – всего лишь тень (10:1а); 2. Закон – не способен сделать людей совершенными (10:1б-2); 3. Закон – напоминание о грехах (10:3); 4.  Закон – бессилен уничтожить грех (10:4).

Как мы уже отметили, в этой части послания автор подходит к кульминации своего аргумента о превосходстве Христа над ветхозаветной системой богослужения. В 9 главе автор подчеркивает, что жертвы животных не вводили приносящего в присутствие Бога, потому что не могли очистить нашу совесть. Христос же напротив «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:12).

Первая причина: закон – это тень, а реальность во Христе.

В 10:1 автор вновь заявляет о том, что закон и предписанная им система ветхозаветного богослужения, в частности День искупления (Лев. 16; ср. Лев. 23:26-32; Чис. 29:7-11) являются лишь тенью будущих благ (см. 8:5).

Даже беглого прочтения книги Левит достаточно для того, чтобы понять, что грех – это серьезная проблема для человека, Бог которого свят, праведен и справедлив. Грех вызывает Божественный гнев и наказание. Святой и праведный Бог не может закрыть глаза на наши грехи, даже несмотря на Свою любовь к нам. Иначе Он уже не будет святым и праведным. Бог должен осудить и наказать грех и, таким образом, удовлетворить Свой праведный гнев.

По этой причине Бог заповедал Израилю через Моисея эту ежегодную церемонию жертвоприношения, которая получила название День искупления. Однако это установление не являлось чем-то окончательным и завершенным, но было лишь тенью (σκιά), то есть тем, что предвозвещало, указывало на то, что будет окончательным и завершенным в будущем.[1] Автор называет это «будущими благами», под которыми подразумеваются благословения спасения во Христе.[2] С точки зрения закона они являются будущими, однако для автора послания к Евреям и для нас с вами эти блага уже доступны о Христе (9:11). В отличии от закона, который является лишь тенью или прообразом этих спасительных благословений: искупления, очищения, освящения – являются самим образом вещей (αὐτὴν τὴν εἰκόνα τῶν πραγμάτων). Этот термин, образ, указывает здесь на суть, реальность, воплощение.[3]

Вторая причина: закон – не способен сделать людей совершенными (10:1б-2).

Помимо этого, фундаментальной проблемой закона и заповеданных им жертв, постоянно приносимых каждый год, по словам автора, является то, что они никогда не могут сделать совершенными приходящих с ними. Следует обратить внимание на то, что слово τελειόω, переведенное у нас как «совершенным» играет важную роль не только в понимании этого отрывка, но также и в понимании всего послания, так как постоянно используется автором. Общим смыслом этого слова является «завершить», «привести к цели».[4] Поэтому в Послании к евреям это слово указывает на доведение до предназначенного конца.[5] Какова цель и предназначенный конец, по отношению к верующим, подразумевающиеся автором послания к Евреям? Принимая во внимание то, что сказано в Евр. 7:11, 19, 24-25, а также в 9:9 и здесь в 10 главе можно с уверенностью сказать, что под «совершенством» подразумевается прямота доступа и постоянство общения с Богом.[6]

Закон Моисеев со своими предписаниями в отношении служения священников, левитов и принесения жертв – был не в состоянии обеспечить прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним. Во-первых, только первосвященник мог входить в святое святых, один раз в год, а во-вторых, всякий раз, когда совершался, возникала необходимость в новых жертвоприношениях. Или словами 9:9 «Она [прежняя скиния] есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приносящего».

Тот факт, что закон не мог сделать людей совершенными, подтверждается тем, что сказано во 2-ом стихе: «Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов» Автор послания к евреям показывает, что если бы старозаветные жертвы могли обеспечить людям прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним, (1) они бы прекратились; (2) они бы очистили (κεκαθαρισμένους причастие перфекта пассивного залога) приносящих; (3) они бы устранили всякое сознание грехов. Однако постоянное принесение жертв свидетельствует об обратном. Они не способны очистить человека и устранить сознание греха, поэтому приносятся без прекращения. На фоне несовершенства ветхозаветных жертвоприношений превосходство жертвы Христа (Евр. 9:14-15) – очевидно.

Третья причина: необходимости превосходной жертвы: закон – напоминание о грехах (10:3).

Вместо того чтобы раз и навсегда очистить людей от греха, ежегодно приносимые ВЗ жертвы напоминали людям об их грехах. Каждый раз, когда человек принимал участие в жертвоприношении в День Искупления, это напоминало ему о том, что проблема его греха все еще не решена. Интересно заметить, что, когда автор послания к евреям называет ежегодные жертвоприношения «напоминанием» он использует одно и то же греческое слово ἀνάμνησις, которое использовано Павлом 1 Коринфянам 11:24. Таким образом, мы с вами видим интересное сравнение и противопоставление ветхозаветных жертвоприношений и установления Вечери Господней Христа. В первом случае жертвоприношение животных служит напоминанием греха, а во втором случае, наше с вами участие в хлебе и вине должно быть напоминание о том, что Своей смертью «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), «очистил совесть нашу от мертвых дел» (9:14) и «одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (10:14).

Другими словами каждый раз, когда люди участвовали в старозаветной церемонии Дня Искупления – это напоминало им о том, что они не имеют прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним, в то время как каждый раз когда мы участвуем в Вечере Господней – это должно быть напоминанием для нас, что благодаря смерти Христа, мы призванные к вечному наследию, как говорит Павел в Рим. 5:1-2, «мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией». Но, благодаря нашему Ходатаю Нового Завета Его жертва не только не напоминает нам о том, что наше грехи не прошены, но и указывает на обетования Бога «и грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Иер. 31:34).

Четвертая и последняя причина: закон – бессилен уничтожить грех (10:4).

В четвертом стихе автор говорит о причине того, почему ВЗ система жертвоприношений не могла очистить нашу совесть и дать прямой доступ к Богу и постоянство в общении с Ним: «ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». Однако Христос в Евр. 9:24-26: «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,   и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью; иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею».

Если посмотреть на то, ка заканчивается этот раздел «Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14), мы увидим как автор использует те же два термина, что и в первом стихе («приношение» и «совершенными»), чтобы показать, что то, чего не был в состоянии дать человеку Закон, осуществлено в искупительной смерти Христа. Его приношения достаточно для того, чтобы обеспечить спасение всех, за кого была принесена эта Его жертва.  В этом уникальность, достаточность и действенность священнического служения Иисуса Христа: «и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (9:12). Жертвы Христа достаточно. Мы не можем ничего к ней добавить, и не может ничего от неё отнять. Нам остается лишь благодарить и славить Нашего Бога и Спасителя, «Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь» (Рим. 11:36).

______________________

[1] Lane, Hebrews 9–13, 259

[2] Schreiner, Hebrews, 290.

[3] O’Brien, Hebrews, 345.

[4] deSilva, Perseverance in Gratitude, 196; см. также Cockerill, Hebrews, 430.

[5] Там же.

[6] Peterson, Hebrews and Perfection, 166.

Категорії
Архів