Как объяснить Евангелие ближним?

Если вам приходилось благовествовать людям, возможно, вы испытывали некоторые трудности из-за того, что, начав делиться евангелием, вы порой не могли довести разговор до конца и испытывали чувство разочарования.  Человек, который недавно уверовал, также задаётся вопросом: «Как я могу поделиться евангелием, если я не такой знаток Писания как другие?».  Согласитесь, очень трудно порой благовествовать, когда тебе приходится прыгать «с места на место» через все Писание, пытаясь донести евангелие человеку, у которого возникают множество второстепенных вопросов, уводящих разговор в сторону.

У этой проблемы есть решение.  Используя пример Иисуса Христа и его беседу с молодым богатым юношей (Луки 18:18-30), я хочу показать, как можно легко и просто объяснить евангелие и призвать человека к покаянию и к вере в Иисуса Христа.

Для этого не нужно занять дюжину мест, а только одно. Это упрощает задачу и дает возможность просто и непринужденно поделиться евангелием Иисуса Христа. Итак, начнем:

Контекст Луки 18:18-30

Нам следует напомнить себе, что отрывок находится в Евангелии от Луки, которое, прежде всего, было обращено к верующим, а именно к достопочтенному Феофилу, чтобы он мог утвердиться в вере и знать твердое основание того учения, в котором был наставлен (Луки 1:1-4). Поэтому, нам следует помнить об этой цели, так как любой текст этого Евангелия должен преследовать эту цель и способствовать утверждению нашей веры.

Повествуя о Христе, Лука особое внимание уделяет последнему путешествую Иисуса Христа в Иерусалим, посвящая этой дороге целых 10 глав (9:51 – 19:27). Лука целенаправленно выбрал определённые эпизоды из этого путешествия, среди которых повторяются вопросы о спасении. Его задают разные люди и из разных побуждений – «Законник» (10:25), «Некто» (13:23) и «некто из начальствующих» (18:18). Именно последний вопрос начальствующего будет и рассмотрен ниже.

Заговорив о Боге, вы можете предложить своему собеседнику эту историю. Конечно, вам нужно с ней самому хорошо ознакомиться для того, чтобы уметь ее легко пересказать в ходе разговора. Важно понимать, что история с юношей не заканчивается, когда он отошел опечалившись. В самом отрывке задействованы, кроме Христа, не только «начальствующий» (18-25), но и «слышавшие» (26-27), а также и ученики (28-30).

Вот шесть важных шагов, которые мы можем вывести из рассматриваемого текста:

  • Ст. 18-19 – Шаг первый – природа Бога. Иисус умело перенаправляет разговор в необходимое Ему русло. Он начинает говорить о том, кем является Бог. Он ухватывается за слово «благой» в приветствии, что позволяет Ему сделать очень важное утверждение о Боге – «никто не благ, как только один Бог». Начиная с грехопадения люди обвиняют Бога и представляют Его лживым. Христос же утверждает обратное – Бог хороший. Если хороший только Бог, тогда какие все люди? На этот вопрос Иисус отвечает следующим шагом.
  • Ст. 20-21 – Шаг второй – греховная природа человека. Чтобы показать, что все грешники, Иисус перечисляет заповеди. Конечно же, Иисус не учил, что, исполняя заповеди, можно спастись. Это возможно только теоретически, из-за греха человек утратил способность исполнить весь закон. Следовательно, Иисус перечисляет заповеди для того, чтобы показать человеку, что он грешник. Закон отражает Божий характер и указывает на грех. Но как часто бывает, люди неправильно понимают закон и дают другое определение заповедям. Находясь в таком заблуждении, они думают, что все выполняют, как думал и этот юноша. Чтобы вывести человека на свет, Иисус переходит к следующему шагу.
  • Ст. 22-23 – Шаг третий – корень проблемы в идолопоклонстве. Евангелист Марк добавляет: «Иисус, взглянув на него, полюбил его… » (Марка 10:31). Можно сделать вывод, что этот юноша искренне полагал, что он живет по закону. Но искренность не является синонимом истинности. Чтобы открыть глаза на его проблему, Иисус дает ему два повеления: оставить все и последовать за Ним. Но как мы видим, выполнить это ему не под силу. Его сердце исполнилось печалью. Видя его печаль, Иисус переходит к иллюстрации.
  • Ст. 24-27а – Шаг четвертый – идолопоклоннику невозможно спастись. Иисус говорит, насколько трудно войти в Божье Царство. Контекст отрывка, сама метафора и реакция слушающих подводят к единственно правильному выводу. Мы должны понимать, каким бы широким не было игольное ушко, пусть даже у самой большой «цыганской» иглы, и как бы долго не постился сам верблюд – его шансы пройти сквозь ушко равны нулю. Реакция слышавших это ясно показывает. Они осознали, что речь идет о невозможности спасения не только для богача, но и для них. В первой половине своего ответа Иисус подтверждает, что это словами «невозможное человекам»! Это самая плохая новость, но Иисус сразу говорит о решении этой проблемы.
  • Ст. 27б – Шаг пятый – спасение возможно Богу. Благую весть о спасении невозможно понять, пока человек не поймет какой Бог и в каком бедственном положении находится сам человек. Он согрешил перед Богом и не в состоянии исполнить закон и соответствовать Божьим требованиям. Он идолопоклонник и у него нет никаких собственных сил и возможности оправдаться перед Богом. Разве что Сам Бог сделает что-то ради его спасения. Собственно, так Он и поступил – Бог вместо нас совершил весь труд спасения. Иисус, будучи Богом и став человеком, смог все это совершить, заплатив полную цену раз и навсегда.
  • Ст. 28-30 – Шаг шестой – цена следования и награда. Остается только один вопрос, который задает Петр в форме утверждения от лица учеников, образно говоря, он спрашивает: «стоит ли игра свеч?» Принять решение следовать за Христом не легко – нужно оставить идолов своего сердца. Иисус перечисляет ряд из них в Своем ответе ученикам. Что же мы получаем взамен? Иисус говорит, что Бог приготовил для нас то, что превосходит все наши потери. Большую часть благословений верующие, конечно, разделят в вечности, но часть благословений мы испытываем уже сегодня.

Итак, мы видим, что Иисус не начинал благовестие со слов: «у Бога есть прекрасный план для вашей жизни», но Он прежде всего говорил о природе Самого Бога и природе человека. Говоря о природе человека, Он использовал закон, чтобы указать на греховность людей. Его Любовь не означает, что Он мирится с самым искренним религиозным заблуждением, Он всегда говорит истину даже зная, что Его слова могут расстроить слушателя и ввергнуть его в состояние печали. Он добивался того, чтобы люди прежде всего осознали свою неспособность спастись самостоятельно. Только в таком отчаянном состоянии, человек может узреть, по благодати Бога, спасение, приготовленное Им Самим. Это спасение превосходит цену всего того, что человек теряет в этом мире, решив последовать за Христом.